Уроки здоровья. Методические рекомендации для образовательных организаций Ставропольского края.
Приложение №1
Рекомендации отдела образования администрации Грачевского муниципального района по проведению работы по профилактике экстремизма в молодежной среде
Одним из важнейших направлений профилактической работы является профилактика экстремизма в молодёжной среде. Это обусловлено также и тем, что, по данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют лица в возрасте до 30 лет.
Как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь после совершения преступлений, относимых к категории тяжких и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.). Именно поэтому главной задачей работы в молодёжной среде является профилактика экстремизма, т.е. принятие мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. 2. Основные нормативные правовые акты, понятия необходимые для осуществления работы по профилактике экстремизма в молодёжной среде
Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия экстремизм. Понятие «экстремизм» определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых:
1. Конституция Российской Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления;
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
3. Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»;
6. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;
7. Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от 08.12.2008) «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;
8. Закон Ставропольского края от 30.12.2008 №108-кз «Об утверждении краевой целевой программы «Профилактика правонарушений в Ставропольском крае на 2008-2012 годы»; 9.Решение Грачевского муниципального района Ставропольского края от 17.02.2009 №81-II «Об утверждении районной целевой программы «Профилактика правонарушений в Грачевском районе Ставропольского края на 2009-2012 годы»; Используя вышеуказанную нормативную базу, можно выявить основные характеристики экстремизма. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»,
Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:
• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
• совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Экстремистская организация – это общественное или религиозное объединение, в отношении которого по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Экстремистские материалы – это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности. Сюда можно отнести: труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Экстремистская мотивация – это мотивация, основанная на групповой солидарности, осознании себя членом привилегированной группы, имеющей право на подавление в различных формах «чужаков».
Экстремальное поведение – это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных социальных групп.
Профилактика экстремизма – это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).
Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.
Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности (переводится как «терпимость»).
Добровольчество (волонтерство) – добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, сознательная деятельность по преобразованию социальной действительности при условии вовлечения граждан в эту деятельность на добровольной основе.
Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:
1) Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.
2) Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.
Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее.
При этом, необходимо отличать экстремизм от деятельности оппозиционных политических партий, представителей религий и конфессий, национальных и этнических сообществ как таковых. Их неэкстремистская деятельность осуществляется в любых предусмотренных и непредусмотренных законодательством формах. Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).
Существующие неформальные подростково - молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»); спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминальноориентированные.
Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.
Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. После окончания школы подростки поступают в ВУЗы, колледжи и попадают под влияние различных политических структур, работающих на территории Ставропольского края.
Поэтому основная профилактическая задача – выявить такую молодёжь и предупредить совершение преступлений экстремистского характера с их стороны.
Для понимания ситуации в студенческой среде интересны результаты исследования молодёжного экстремизма, проведённого социологами Московского государственного университета. Это исследование позволило сделать выводы, в частности, о том, что молодёжный экстремизм вызывается целым комплексом причин, и в большинстве случаев корни этого явления находятся не в патологии психологических реакций конкретных людей, а в глубоких социальных, экономических и политических противоречиях. В ходе исследования, проведённого МГУ, выяснилось, что значительная часть опрошенных студентов (41%) считает, что сегодня в России происходит рост молодёжного экстремизма. Тем не менее, в Ставропольском крае ситуация оценивается как достаточно спокойная: 39,7% опрошенных знают о таких случаях, но только 13,5% уверены, что проблема стоит достаточно остро. В большинстве своем студенты отрицательно относятся к таким явлениям как экстремизм и терроризм. В основе такого отношения – отторжение жестокости, понимание недопустимости вторжения в личную жизнь человека. Студенты предпочитают «цивилизованные» способы взаимодействия с властью. Чтобы защитить свои интересы, они будут обращаться в СМИ (больше половины ответивших), суды и правозащитные организации (каждый третий). Каждый пятый признал возможность собственного участия в забастовках и митингах. При этом, несмотря на отрицательное отношение к таким явлениям как экстремизм и терроризм, изучение ценностных ориентаций показывает, что такое отношение не является устойчивым. Ценностные ориентации студентов «допускают» силовые методы влияния. Большая часть опрошенных студентов склонна вину за неудачи признавать не за собой, а за государством, работодателем, внешними обстоятельствами и пр. Невозможность реализации своих планов становится существенной базой для социальной неудовлетворенности и, как следствие, основой для экстремистских настроений и действий.
Таким образом, основная задача государственных органов, органов местного самоуправления, всех здоровых сил в обществе – обеспечить именно профилактику экстремизма, чтобы исключить или минимизировать саму возможность возникновения и развития экстремизма в молодёжной среде. 3. Меры профилактики экстремизма в молодёжной среде
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:
1) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
2) законность;
3) гласность;
4) приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
5) приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
7) неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма.
В декабре 2008 года была принята краевая целевая программа «Профилактика правонарушений в Ставропольском крае на 2008-2012 годы»; По итогам 2009 года все направления Программы были выполнены – речь идет о работе по линии патриотического воспитания граждан, взаимодействию с молодёжными объединениями, работе с региональными средствами массовой информации, ветеранским сообществом, национально-культурными организациями. Программа действует и в текущем (2011) году.
Для органов местного самоуправления муниципальных образований в Ставропольском крае разработан Типовой алгоритм действий органов местного самоуправления при обнаружении признаков экстремистской деятельности и Методические рекомендации по его применению. Указанный алгоритм и методические рекомендации составлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Программа муниципального образования по профилактике экстремизма среди молодежи может разрабатываться в рамках общей программы муниципального образования по профилактике экстремизма, а также отдельным разделом в рамках программы работы с молодежью муниципального образования. Основными предпосылками создания такой программы являются:
1. Определение приоритетного направления (социального, экономического, политического, религиозного, национального и др.) профилактики экстремизма среди молодежи в контексте развития конкретного муниципального образования.
2. Определение приоритетных социально-демографических групп молодежи (младшая, средняя, старшая, учащаяся, или работающая молодежь и т.д.), среди которых наиболее важно проводить профилактическую работу.
3. Определение состояния экстремистских настроений в приоритетных группах молодежи.
4. Определения состояния миграционных потоков в муниципальном образовании, необходимой работы с переселенцами – молодыми гражданами.
5. Определение критериев (измерителей) достижения результатов программы.
Основываясь на опыте существующих программ профилактики экстремизма, рекомендуем включать в программу по профилактике экстремизма следующие основные направления работы:
1. Проведение мероприятий в образовательных учреждениях общего, среднего специального, дополнительного образования, учреждениях молодежной политики, культуры и спорта, направленных на формирование толерантности.
Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:
- организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности;
- внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;
- разработка памятки для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;
- организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков;
- организация недели правовых знаний;
- создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников;
-создание в образовательных учреждениях общественных формирований правоохранительной направленности из числа учащихся школ 8-11 классов.
Конкретные мероприятия, реализуемые в рамках программ профилактики экстремизма в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования разнообразны и включают в себя: чтение лекций, просмотр видеофильмов соответствующей тематики, проведение круглых столов, тематических семинаров, тренингов, как с подростками и молодежью, так и с педагогами учреждений.
В Ставропольском крае есть опыт разработки программ по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях. В основу программы были положены следующие принципы:
- воспитание учащихся в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности;
- формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
- через воспитательные мероприятия повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности снижение социальной напряженности в обществе;
- развитие идей толерантности, противодействия экстремизму через детскую общественную организацию, ученическое самоуправление.
2. Повышение роли и ответственности средств массовой информации в работе по формированию толерантности молодежи.
Особенное значение приобретает роль муниципальных средств массовой информации (СМИ) в формировании отношений добрососедства, человеколюбия, атмосферы культурного и бытового обогащения, неприятия и осуждения ксенофобии, национализма, правового нигилизма.
По данному направлению могут быть использованы следующие формы работы: - освещение позитивного опыта совместного проживания многонационального населения (истории многонациональных семей), знакомство с культурами народов, консолидация жителей через освещение исторических примеров вклада представителей различных национальностей и вероисповеданий в героическую историю России (СССР), историю конкретного города, села;
- освещение успехов и достижений молодых граждан различных национальностей, культур; широкое освещение деятельности учреждений и организаций для молодежи, реализуемых ими программ и проектов в средствах массовой информации;
- учреждение специальных призов для СМИ за лучшие публикации в прессе, радио и в телерепортажах материалов по патриотическому воспитанию молодежи, формированию толерантного поведения и сознания;
- осуществление мониторинга средств массовой информации;
- проведение мероприятий по повышению информационной культуры среди молодежи. В число этих мероприятий входит: организация работы пресс-центров, выпуск школьных информационных изданий, организация обучающих семинаров, курсов для юных журналистов, проведение муниципальных конкурсов на лучший информационный центр;
-организация цикла тематических материалов в СМИ по информированию населения о безопасном поведении в экстремальных ситуациях, а также материалов, нацеленных на развитие межнациональных отношений;
- размещение на городских Интернет-сайтах информации, направленной на формирование у молодежи чувства патриотизма гражданственности, а также информации этнокультурного характера.
3.Формирование системы взаимодействия с молодежными: национальными, религиозными, неформальными общественными объединениями на территории муниципального образования.
В целях формирования системы взаимодействия с общественными организациями и привлечения молодежи с различными социальными, политическими, религиозными, национальными взглядами в общественную жизнь муниципалитета рекомендуем провести следующие мероприятия:
- создать в муниципальном образовании координационный совет по вопросам взаимодействия с национальными общественными объединениями, проживающими на территории муниципального образования. На совете вырабатывать совместные решения представителей национальных диаспор по проблемным вопросам, конкретные направления по оказанию помощи гражданам, имеющим трудности в вопросах трудоустройства жизнеобеспечения, психологической совместимости. С помощью такого взаимодействия с представителями национальных культур складывается диалог, благодаря которому проблемы не загоняются вглубь, и не становятся предпосылками для обостренных форм разрешения, а снимаются в такой конструктивной форме;
- организовать на конкурсной основе сбор и реализацию программ молодежных общественных организаций;
- проводить работу по развитию в муниципальном образовании: молодежного самоуправления, молодежного парламентаризма, волонтерских (добровольческих) объединений, молодежных общественно-политических движений, спортивных творческих молодежных союзов и объединений.
Молодежные неформальные объединения нельзя отождествлять с экстремистскими объединениями. Можно выделить следующие основные направления организации работы с неформальными молодежными объединениями:
- проведение социологического исследования по изучению неформальных молодежных объединений в муниципальном образовании;
- проведение координационной работы по организации мероприятий с неформальными молодежными объединениями; - организация взаимодействия органов управления муниципального образования с молодежью и с представителями неформальных молодежных организаций.
4. Реализация программ по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и молодежи.
На основе анализа результатов военно-патриотической работы можно выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование толерантного сознания молодежи, профилактику экстремизма и ксенофобии.
Среди них:
- организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн). Под такой работой подразумевается организация встреч с ветеранами Вооруженных Сил, участниками Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы военнослужащих 1941 – 1945 гг., передача их в общественные и государственные музеи, в государственные архивы Ставропольского края. Оказание адресной помощи (по заявкам) инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов (тимуровская, волонтерская работа).
- организация празднования (годовщин) Дня Победы. За десятки лет сложилась система мероприятий, традиционно проводимых как на уровне муниципальных образований через систему учреждений органов по делам молодежи, молодежными и детскими общественными объединениями, так и на краевом. К числу таких мероприятий относятся проведение акций «Георгиевская ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним, гордимся, наследуем!», «Пост № 1», благоустройство мемориалов, памятников, воинских захоронений, обелисков и памятных знаков, проведение митингов, торжественно-траурных церемоний поминовения, возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам, тематических встреч ветеранов и молодежи, организация праздничных концертов для ветеранов;
- организация подготовки молодежи к военной службе: работа оборонно-спортивных оздоровительных лагерей и военно-патриотических клубов, проведение военизированных эстафет, военно-спортивных игр, соревнований по пулевой стрельбе и так далее. - организация работы поисковых отрядов. Поисковые экспедиции на места боев Великой Отечественной войны «Вахта Памяти», проведение архивно-исследовательcких работ по установлению судеб погибших военнослужащих (1941-1945 годов), пропавших без вести, умерших в плену.
В работе по патриотическому воспитанию следует больше внимания уделять профессионально-деятельностному и социокультурному направлениям. Такую работу могут проводить краеведческие музеи, кружки художественного творчества. Любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом.
5. Проведение мероприятий по поддержке национальных культур. В большинстве муниципальных образований такие мероприятия традиционны, осуществляются с серьезной подготовкой. Наиболее ярко значимость этих мероприятий ощущается в муниципальных образованиях, расположенных в районах, граничащих с другими республиками, а также там, где традиционно проживают различные национально-культурные группы.
6. Заключение
Отсутствие массовых проявлений экстремистского характера в молодёжной среде в Ставропольском крае – свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы. Вместе с тем, текущие социально-экономические, миграционные, общественно-политические процессы и их возможные последствия для общественной жизни в Ставропольском крае ставят перед органами государственной власти и местного самоуправления, перед всеми конструктивными общественными силами новые задачи, которые необходимо решать в рамках деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде. приложение№2 Комплексный план мероприятий по профилактике экстремизма, национализма, конфликтов на расовой почве в молодежной среде на территории Грачевского муниципального района на 2011 год №МероприятияОтветственный исполнительСрок исполнения
1.Общешкольное родительское собрание «Основные законы бесконфликтного существования»(1-11кл)Директора ОУЯнварь
2.Разработка методических рекомендаций по противодействию национализму, ксенофобии и локализации их негативных последствий в общеобразовательных учреждениях Грачевского муниципального районаОтдел образования администрации Грачевского муниципального районаФевраль
3.Выявление членов неформальных молодежных группировок в общеобразовательных учреждениях Грачевского муниципального района. Организация индивидуальной и групповой работы, направленной на снижение уровня проявлений шовинизма и дискриминации по этническому, расовому и конфессиональному признакам. Формирование положительного представления о многонациональности Ставропольского края Отдел образования администрации Грачевского муниципального района, Советы профилактики общеобразовательных учрежденийВ течение года
4.Проведение информационной кампании по профилактике ксенофобии, пропаганде этнокультурной толерантности в молодежной среде (подготовка и выпуск информационных материалов: плакатов, буклетов, листовок)МОУ ДОД ЦДТ Грачевского муниципального районаВ течение года
5.Организация мероприятий, направленных на повышение бдительности граждан, усилению административного режима, укреплению общественного порядка Директора ОУВ течение года
6.Проведение практических занятий, включающие отработку алгоритма действий учащихся и педагогов в чрезвычайных ситуациях ( в условиях террора)Советы профилактики общеобразовательных учрежденийВ течение года
7.Литературные выставки, посвященные роли и месту различных религий в культуре народов РоссииПреподаватели, классные руководители, библиотекари общеобразовательных учрежденийВ течение года
8.Проведение педсовета: «Влияние социальных условий на развитие старшеклассников» Директора ОУ
9.Обновление информационных стендов «Террору – нет!»Директора ОУВ течение года
10.Проведение тематической беседы с педагогами: «Причины проявления агрессивного поведения в подростковой среде».Директора ОУ
11.Организация и проведение мероприятий - по ознакомлению детей с творчеством зарубежных писателей; - проведение викторин по произведениям зарубежных писателейПреподаватели, классные руководители, библиотекари общеобразовательных учрежденийВ течение года по плану школьных библиотек
12.Проведение классных часов на темы: «Мы хотим жить в мире», «Воспитание человечности у подростков», «Доброта, вежливость, дружба», «С детства дружбой дорожи», «Что такое толерантность?», «Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека», «Если добрый ты – это хорошо!», «Мы хотим жить в мире», «Воспитание человечности у подростков»Преподаватели, классные руководители, библиотекари общеобразовательных учреждений В течение года
13.Проведение дискуссий на темы: «Почему национальность человека это дискриминирующий фактор?», «Антисемитизм и Сионизм - что общего?»Преподаватели, классные руководители, библиотекари общеобразовательных учрежденийВ течение года
14.Проведение бесед на темы: «Мы такие вежливые»,«Святая наука расслышать друг друга», «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»,«Конфликт и выход из него»Преподаватели, классные руководители, библиотекари общеобразовательных учрежденийВ течение года
15.Проведение этикет-тренингов на темы: «При встрече мы здоровались нечасто», «Дайте руку вам пожать…», «Я толерантен по отношению к другим», «Духовный смысл толерантности», «В мире волшебных слов»,«Не опоздай на помощь другу» , «Загляните в свои души, научите их добру», «Давайте понимать друг друга с полуслова»Советы профилактики общеобразовательных учрежденийВ течение года
16.Проведение литературно-музыкальных вечеров на темы: «Я, ты, он, она – вместе целая страна», «Скажите мне доброе слово и я оправдаю его», «Позволь другому быть другим»,«Мы долгое эхо друг друга»Советы профилактики общеобразовательных учрежденийВ течение года
17.Проведение занятий с детьми и подростками по учебным программам, направленным на формирование толерантности и гармонизации отношений: · «Человек среди людей» · «Жить в мире с собой и другими» · «Живи в безопасности» · «Радость общения». «Я и профессия»Советы профилактики общеобразовательных учрежденийВ течение года
18.Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню народного единства (радиолинейка, классные часы, беседы)Преподаватели, классные руководители, библиотекари общеобразовательных учрежденийоктябрь
19.Проведение Месячника правового и толерантного воспитания: - уроки Толерантности, - дни правовых знаний, - конкурс рисунков по формированию толерантности, культуры мира и профилактики проявления ксенофобии «Дружат дети всей Земли», - организация в школьных библиотеках тематических выставок литературы, посвященной Международному дню толерантности - организация индивидуальной и групповой работы с учащимися школы, направленной на снижение уровня проявлений шовинизма и дискриминации по этническому, расовому признакам. Отдел образования администрации Грачевского муниципального районаноябрь
20.Организация и проведе
2) законность;
3) гласность;
4) приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
5) приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
7) неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма.
В декабре 2008 года была принята краевая целевая программа «Профилактика правонарушений в Ставропольском крае на 2008-2012 годы»; По итогам 2009 года все направления Программы были выполнены – речь идет о работе по линии патриотического воспитания граждан, взаимодействию с молодёжными объединениями, работе с региональными средствами массовой информации, ветеранским сообществом, национально-культурными организациями. Программа действует и в текущем (2011) году.
Для органов местного самоуправления муниципальных образований в Ставропольском крае разработан Типовой алгоритм действий органов местного самоуправления при обнаружении признаков экстремистской деятельности и Методические рекомендации по его применению. Указанный алгоритм и методические рекомендации составлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Программа муниципального образования по профилактике экстремизма среди молодежи может разрабатываться в рамках общей программы муниципального образования по профилактике экстремизма, а также отдельным разделом в рамках программы работы с молодежью муниципального образования. Основными предпосылками создания такой программы являются:
1. Определение приоритетного направления (социального, экономического, политического, религиозного, национального и др.) профилактики экстремизма среди молодежи в контексте развития конкретного муниципального образования.
2. Определение приоритетных социально-демографических групп молодежи (младшая, средняя, старшая, учащаяся, или работающая молодежь и т.д.), среди которых наиболее важно проводить профилактическую работу.
3. Определение состояния экстремистских настроений в приоритетных группах молодежи.
4. Определения состояния миграционных потоков в муниципальном образовании, необходимой работы с переселенцами – молодыми гражданами.
5. Определение критериев (измерителей) достижения результатов программы.
Основываясь на опыте существующих программ профилактики экстремизма, рекомендуем включать в программу по профилактике экстремизма следующие основные направления работы:
1. Проведение мероприятий в образовательных учреждениях общего, среднего специального, дополнительного образования, учреждениях молодежной политики, культуры и спорта, направленных на формирование толерантности.
Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:
- организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности;
- внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;
- разработка памятки для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;
- организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков;
- организация недели правовых знаний;
- создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников;
-создание в образовательных учреждениях общественных формирований правоохранительной направленности из числа учащихся школ 8-11 классов.
Конкретные мероприятия, реализуемые в рамках программ профилактики экстремизма в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования разнообразны и включают в себя: чтение лекций, просмотр видеофильмов соответствующей тематики, проведение круглых столов, тематических семинаров, тренингов, как с подростками и молодежью, так и с педагогами учреждений.
В Ставропольском крае есть опыт разработки программ по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях. В основу программы были положены следующие принципы:
- воспитание учащихся в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности;
- формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
- через воспитательные мероприятия повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности снижение социальной напряженности в обществе;
- развитие идей толерантности, противодействия экстремизму через детскую общественную организацию, ученическое самоуправление.
2. Повышение роли и ответственности средств массовой информации в работе по формированию толерантности молодежи.
Особенное значение приобретает роль муниципальных средств массовой информации (СМИ) в формировании отношений добрососедства, человеколюбия, атмосферы культурного и бытового обогащения, неприятия и осуждения ксенофобии, национализма, правового нигилизма.
По данному направлению могут быть использованы следующие формы работы: - освещение позитивного опыта совместного проживания многонационального населения (истории многонациональных семей), знакомство с культурами народов, консолидация жителей через освещение исторических примеров вклада представителей различных национальностей и вероисповеданий в героическую историю России (СССР), историю конкретного города, села;
- освещение успехов и достижений молодых граждан различных национальностей, культур; широкое освещение деятельности учреждений и организаций для молодежи, реализуемых ими программ и проектов в средствах массовой информации;
- учреждение специальных призов для СМИ за лучшие публикации в прессе, радио и в телерепортажах материалов по патриотическому воспитанию молодежи, формированию толерантного поведения и сознания;
- осуществление мониторинга средств массовой информации;
- проведение мероприятий по повышению информационной культуры среди молодежи. В число этих мероприятий входит: организация работы пресс-центров, выпуск школьных информационных изданий, организация обучающих семинаров, курсов для юных журналистов, проведение муниципальных конкурсов на лучший информационный центр;
-организация цикла тематических материалов в СМИ по информированию населения о безопасном поведении в экстремальных ситуациях, а также материалов, нацеленных на развитие межнациональных отношений;
- размещение на городских Интернет-сайтах информации, направленной на формирование у молодежи чувства патриотизма гражданственности, а также информации этнокультурного характера.
3.Формирование системы взаимодействия с молодежными: национальными, религиозными, неформальными общественными объединениями на территории муниципального образования.
В целях формирования системы взаимодействия с общественными организациями и привлечения молодежи с различными социальными, политическими, религиозными, национальными взглядами в общественную жизнь муниципалитета рекомендуем провести следующие мероприятия:
- создать в муниципальном образовании координационный совет по вопросам взаимодействия с национальными общественными объединениями, проживающими на территории муниципального образования. На совете вырабатывать совместные решения представителей национальных диаспор по проблемным вопросам, конкретные направления по оказанию помощи гражданам, имеющим трудности в вопросах трудоустройства жизнеобеспечения, психологической совместимости. С помощью такого взаимодействия с представителями национальных культур складывается диалог, благодаря которому проблемы не загоняются вглубь, и не становятся предпосылками для обостренных форм разрешения, а снимаются в такой конструктивной форме;
- организовать на конкурсной основе сбор и реализацию программ молодежных общественных организаций;
- проводить работу по развитию в муниципальном образовании: молодежного самоуправления, молодежного парламентаризма, волонтерских (добровольческих) объединений, молодежных общественно-политических движений, спортивных творческих молодежных союзов и объединений.
Молодежные неформальные объединения нельзя отождествлять с экстремистскими объединениями. Можно выделить следующие основные направления организации работы с неформальными молодежными объединениями:
- проведение социологического исследования по изучению неформальных молодежных объединений в муниципальном образовании;
- проведение координационной работы по организации мероприятий с неформальными молодежными объединениями; - организация взаимодействия органов управления муниципального образования с молодежью и с представителями неформальных молодежных организаций.
4. Реализация программ по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и молодежи.
На основе анализа результатов военно-патриотической работы можно выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование толерантного сознания молодежи, профилактику экстремизма и ксенофобии.
Среди них:
- организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн). Под такой работой подразумевается организация встреч с ветеранами Вооруженных Сил, участниками Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы военнослужащих 1941 – 1945 гг., передача их в общественные и государственные музеи, в государственные архивы Ставропольского края. Оказание адресной помощи (по заявкам) инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов (тимуровская, волонтерская работа).
- организация празднования (годовщин) Дня Победы. За десятки лет сложилась система мероприятий, традиционно проводимых как на уровне муниципальных образований через систему учреждений органов по делам молодежи, молодежными и детскими общественными объединениями, так и на краевом. К числу таких мероприятий относятся проведение акций «Георгиевская ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним, гордимся, наследуем!», «Пост № 1», благоустройство мемориалов, памятников, воинских захоронений, обелисков и памятных знаков, проведение митингов, торжественно-траурных церемоний поминовения, возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам, тематических встреч ветеранов и молодежи, организация праздничных концертов для ветеранов;
- организация подготовки молодежи к военной службе: работа оборонно-спортивных оздоровительных лагерей и военно-патриотических клубов, проведение военизированных эстафет, военно-спортивных игр, соревнований по пулевой стрельбе и так далее. - организация работы поисковых отрядов. Поисковые экспедиции на места боев Великой Отечественной войны «Вахта Памяти», проведение архивно-исследовательcких работ по установлению судеб погибших военнослужащих (1941-1945 годов), пропавших без вести, умерших в плену.
В работе по патриотическому воспитанию следует больше внимания уделять профессионально-деятельностному и социокультурному направлениям. Такую работу могут проводить краеведческие музеи, кружки художественного творчества. Любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом.
5. Проведение мероприятий по поддержке национальных культур. В большинстве муниципальных образований такие мероприятия традиционны, осуществляются с серьезной подготовкой. Наиболее ярко значимость этих мероприятий ощущается в муниципальных образованиях, расположенных в районах, граничащих с другими республиками, а также там, где традиционно проживают различные национально-культурные группы.
6. Заключение
Отсутствие массовых проявлений экстремистского характера в молодёжной среде в Ставропольском крае – свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы. Вместе с тем, текущие социально-экономические, миграционные, общественно-политические процессы и их возможные последствия для общественной жизни в Ставропольском крае ставят перед органами государственной власти и местного самоуправления, перед всеми конструктивными общественными силами новые задачи, которые необходимо решать в рамках деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде. приложение№2 Комплексный план мероприятий по профилактике экстремизма, национализма, конфликтов на расовой почве в молодежной среде на территории Грачевского муниципального района на 2011 год №МероприятияОтветственный исполнительСрок исполнения
1.Общешкольное родительское собрание «Основные законы бесконфликтного существования»(1-11кл)Директора ОУЯнварь
2.Разработка методических рекомендаций по противодействию национализму, ксенофобии и локализации их негативных последствий в общеобразовательных учреждениях Грачевского муниципального районаОтдел образования администрации Грачевского муниципального районаФевраль
3.Выявление членов неформальных молодежных группировок в общеобразовательных учреждениях Грачевского муниципального района. Организация индивидуальной и групповой работы, направленной на снижение уровня проявлений шовинизма и дискриминации по этническому, расовому и конфессиональному признакам. Формирование положительного представления о многонациональности Ставропольского края Отдел образования администрации Грачевского муниципального района, Советы профилактики общеобразовательных учрежденийВ течение года
4.Проведение информационной кампании по профилактике ксенофобии, пропаганде этнокультурной толерантности в молодежной среде (подготовка и выпуск информационных материалов: плакатов, буклетов, листовок)МОУ ДОД ЦДТ Грачевского муниципального районаВ течение года
5.Организация мероприятий, направленных на повышение бдительности граждан, усилению административного режима, укреплению общественного порядка Директора ОУВ течение года
6.Проведение практических занятий, включающие отработку алгоритма действий учащихся и педагогов в чрезвычайных ситуациях ( в условиях террора)Советы профилактики общеобразовательных учрежденийВ течение года
7.Литературные выставки, посвященные роли и месту различных религий в культуре народов РоссииПреподаватели, классные руководители, библиотекари общеобразовательных учрежденийВ течение года
8.Проведение педсовета: «Влияние социальных условий на развитие старшеклассников» Директора ОУ
9.Обновление информационных стендов «Террору – нет!»Директора ОУВ течение года
10.Проведение тематической беседы с педагогами: «Причины проявления агрессивного поведения в подростковой среде».Директора ОУ
11.Организация и проведение мероприятий - по ознакомлению детей с творчеством зарубежных писателей; - проведение викторин по произведениям зарубежных писателейПреподаватели, классные руководители, библиотекари общеобразовательных учрежденийВ течение года по плану школьных библиотек
12.Проведение классных часов на темы: «Мы хотим жить в мире», «Воспитание человечности у подростков», «Доброта, вежливость, дружба», «С детства дружбой дорожи», «Что такое толерантность?», «Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека», «Если добрый ты – это хорошо!», «Мы хотим жить в мире», «Воспитание человечности у подростков»Преподаватели, классные руководители, библиотекари общеобразовательных учреждений В течение года
13.Проведение дискуссий на темы: «Почему национальность человека это дискриминирующий фактор?», «Антисемитизм и Сионизм - что общего?»Преподаватели, классные руководители, библиотекари общеобразовательных учрежденийВ течение года
14.Проведение бесед на темы: «Мы такие вежливые»,«Святая наука расслышать друг друга», «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»,«Конфликт и выход из него»Преподаватели, классные руководители, библиотекари общеобразовательных учрежденийВ течение года
15.Проведение этикет-тренингов на темы: «При встрече мы здоровались нечасто», «Дайте руку вам пожать…», «Я толерантен по отношению к другим», «Духовный смысл толерантности», «В мире волшебных слов»,«Не опоздай на помощь другу» , «Загляните в свои души, научите их добру», «Давайте понимать друг друга с полуслова»Советы профилактики общеобразовательных учрежденийВ течение года
16.Проведение литературно-музыкальных вечеров на темы: «Я, ты, он, она – вместе целая страна», «Скажите мне доброе слово и я оправдаю его», «Позволь другому быть другим»,«Мы долгое эхо друг друга»Советы профилактики общеобразовательных учрежденийВ течение года
17.Проведение занятий с детьми и подростками по учебным программам, направленным на формирование толерантности и гармонизации отношений: · «Человек среди людей» · «Жить в мире с собой и другими» · «Живи в безопасности» · «Радость общения». «Я и профессия»Советы профилактики общеобразовательных учрежденийВ течение года
18.Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню народного единства (радиолинейка, классные часы, беседы)Преподаватели, классные руководители, библиотекари общеобразовательных учрежденийоктябрь
19.Проведение Месячника правового и толерантного воспитания: - уроки Толерантности, - дни правовых знаний, - конкурс рисунков по формированию толерантности, культуры мира и профилактики проявления ксенофобии «Дружат дети всей Земли», - организация в школьных библиотеках тематических выставок литературы, посвященной Международному дню толерантности - организация индивидуальной и групповой работы с учащимися школы, направленной на снижение уровня проявлений шовинизма и дискриминации по этническому, расовому признакам. Отдел образования администрации Грачевского муниципального районаноябрь
20.Организация и проведе